1. Организация выполнения принятых решений.
Применительно к управленческим решениям организация рассматривается как
комплекс работ по их эффективному внедрению.
Теорией и
практикой разработаны принципы организации исполнения решений, которые должны
соблюдаться. Прежде всего, руководитель расчленяет общую программу действий на
отдельные участки (групповые задания) конкретным исполнителям. Затем процесс
организации выполнения решения включает три взаимосвязанных этапа: доведение
задач до сознания исполнителей; подготовку исполнителей к выполнению задания;
побуждение исполнителей к его добросовестному выполнению.
При
доведении задач стремятся к тому, чтобы исполнители четко представляли: что,
когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и средствами, к какому
сроку, с какими количественными и качественными показателями нужно сделать.
Для
лучшего восприятия задания сначала разъясняется общий замысел решения проблемы,
стоящей перед коллективом. Глубокое и однозначное его понимание - исходное
условие усвоения индивидуальной задачи. Далее следует показать место каждой
задачи в общей работе, взаимные связи с другими заданиями. Наконец,
разъясняется цель, то есть предполагаемый результат труда, указываются сроки
завершения, критерии оценки результатов. Особое внимание обращается на
возможные трудности, пути их преодоления, правила безопасности труда.
Для
доведения задач до исполнителя применяются разные формы и методы: совещания и
собрания, беседы, инструктирование, показ образцов исполнения, изучение
документов и др.
На
собраниях и совещаниях с докладом обычно выступает тот начальник, который
принял решение, но это не всегда целесообразно. Авторитет начальника, от имени
которого объявлено решение, создает своеобразный психологический барьер для
свободного обсуждения путей выполнения решения. Лучше, если с сообщением
выступит человек, к которому исполнители относятся с достаточным уважением, как
к специалисту, хотя он не является ни их начальником, ни автором решения.
Автору решения лучше не включаться в дискуссию, какие бы формы она не
приобретала. Чем острее проходит дискуссия, тем лучше выявляются сомнения
подчиненных, «подводные камни», которые автору трудно было предвидеть.
Материалы обсуждения тщательно анализируются, иногда проводят беседу с
некоторыми выступившими оппонентами.
После
заслушивания всего спектра мнений, желательно выступить руководителю с
изложением программы действий, учитывая результаты состоявшегося обсуждения.
При этом следует акцентировать внимание на замечаниях, которые были учтены.
Цель
беседы – уточнить мнение исполнителя по поводу предстоящей работы, понять
причины его возражений и сомнений, ответить на все вопросы, проверить глубину
понимания поставленной задачи и способов её решения. Предварительно необходимо
установить психологический контакт с подчиненным, создать условия для
свободного, раскованного высказывания им своих соображений. Установлению
контакта способствуют: благожелательная реакция руководителя на сомнения
подчиненного, выражение ему полного доверия, отказ от упреков в непонимании
задачи или нежелании ее выполнить, сосредоточение внимания исключительно на
деловой стороне.
Инструктирование проводится накануне начала
практических работ. Руководитель заранее продумывает процесс выполнения работ
за подчиненного. В период инструктажа он может предложить пересказать или
письменно изложить, в какой последовательности и каким образом работник намерен
выполнить поставленную задачу. Часто недостатки выполнения работ связаны с
недооценкой инструктирования. Однако плохо как его игнорирование, так и слишком
детальное разъяснение. Последнее даже опаснее, так как исполнитель путается в требованиях
к нему.
Общее
правило при инструктировании: сообщать самое необходимое, без чего нельзя
начать работу. Остальные сведения сообщать по мере приближения сроков
выполнения соответствующих видов работ путём проведения дополнительного
инструктирования.
Показ
образцов исполнения как метод доведения задачи используется, когда словесные
объяснения недостаточно эффективны. Формы реализации данного метода различны:
Наблюдение
за работой опытного человека;
Кинофильм,
деловые игры, видеозапись игры;
Обсуждение
видеозаписи с повторной с повторной видеозаписью создает деловую обстановку;
Тренировки,
упражнения.
Изучение
документов относится к числу основных методов доведения задачи. Он не так
прост. Точность восприятия и передачи содержания по документу зависит от
многочисленных факторов: как он составлен, в каком контексте предъявляется,
каково самочувствие работника и так далее.
Различают
афферентный и эффекторный образ предстоящей действительности. Первый- означает
созданный у исполнителя образ предстоящей работы, полученный в результате
указанных выше методов доведения задания. Эффекторный - это оперативный образ,
то есть собственный план действий. Такие планы выполнения одной и той же задачи
у разных людей могут быть различными.
По
заявлению психологов, работники со слабой нервной системой предпочитают
составление подробного индивидуального плана. Люди с сильной нервной системой
склонны к менее подробным планам. Как более уверенные в себе, они быстрее
ориентируются в непредвиденных обстоятельствах. Другими словами, эффекторные
оперативные образы, с которыми различные индивиды приступают к работе, у них
различны. Чем более обогащен такой образ в сравнении с тем, что воспринято от
начальника, тем инициативнее работник.
К эффекторным образам, с которыми исполнители
приступают к работе, предъявляются требования полноты, точности, глубины
образа, его стрессоустойчивость.
Полнота образа означает отражение в нем всей предстоящей работы от
начала до конца. Это важно знать для корректировки представлений работника о
том, что ему делать на отдельных этапах работы.
Точность образа свидетельствует о ясности представления особенностей
выполнения запланированной работы. ( Можно знать всё, что надо, но не точно.
Можно знать часть, но в деталях. То есть полнота не равна точности. И в первом,
и во втором случаях потребуются корректировки руководителя).
Глубина образа характеризует, насколько образ отдален во времени от
начала действий, которые в нем (в образе) отражены. Люди со слабой нервной
системой отличаются большей глубиной эффекторного образа.
Гибкость образа означает, что при изменении обстановки исходные
представления исполнителя могут быстро перестраиваться.
Стрессоустойчивость
образа есть мера прочности при неожиданных трудностях. Это особенно важно на
таких видах работ, где условия труда могут быть экстремальными (дефицит времени,
опасность для жизни, недостаток информации и другие). Согласованность эффекторных
оперативных образов всех исполнителей задания означает, что учтены не только
индивидуальные задания, но и связи со всеми задействованными лицами
(подразделениями). Если все указанные требования к эффекторным оперативным
образам выполнены, значит, функция доведения задания до исполнителей
руководителем выполнена: подчиненные знают свою задачу и умеют ее выполнить.
Каждое отдельное задание руководитель как бы «проигрывает» сам, ставя
себя на место исполнителя в соответствующие условия. Ошибки в определении
характера, объема или содержания задачи снижают эффективность решения в целом.
Во избежание этого следует придерживаться следующих правил:
Обеспечение
соответствия каждой задачи деловым и психологическим особенностям исполнителя. Необходимо
учитывать профессиональное мастерство работника (его специальные знания,
умения, опыт выполнения подобной работы). Задание соотносится также с
особенностями темперамента личности. Как известно, флегматику с трудом дается
работа, требующая быстрой перестройки, на неё больше подходят холерики.
Темперамент влияет и на восприятие любой новой задачи.
Распределение задач должно стимулировать коллективистские чувства
(например, исключается получение выигрыша опытными работниками за счёт
сохранения или снижения разряда другим членам бригады; непреложно справедливое
установление коэффициента трудового участия и др.)
Взаимное
доверие исполнителей общей задачи. Должно присутствовать убеждение, что член
бригады не совершит проступков, которые отрицательно скажутся на общих
результатах труда. Каждый в отдельности уверен, что все остальные могут
работать с полной отдачей и высококачественно. Важна примерная однородность
мотивов труда членов коллектива. Это достигается в результате большой
воспитательной и организаторской работы.
Взаимная
подстраховка и взаимная помощь совместно работающих людей. Решение – это
целостный замысел, расчленение которого на части для разных исполнителей
сопряжено с возможными издержками и обеднением общего замысла. Поэтому при
распределении задания должна быть дана четкая ориентация подчиненных на
конечный результат, достигаемый всем коллективом. Для каждого исполнителя
следует предусматривать стимулы, которые побуждали бы его заботиться не только
о выполнении собственных задач, но и задач коллег.
Мобилизация
коллектива. Это разновидность деятельности по организации выполнения решений.
Она реализуется одновременно с процессом доведения задач до исполнителей. Ее
суть заключается в том, что с помощью целенаправленной системы воспитательных и
организационных мер руководитель, совместно с общественными организациями
(профсоюз), формирует морально-психологический настрой коллектива и каждого
работника на добросовестное выполнение задания (принятого решения). Работа
проводится поэтапно: вначале с активом организации, затем составляется план
мобилизации (организационно-технических мероприятий) выполнения задания по
подразделениям.
2. Качество управленческого решения.
Не стоит забывать, что контролю должно подлежать не
только исполнение управленческого решения, но и его качество.
Под качеством управленческих решений понимается
совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнений и получение
определенного эффекта. Критерием качества решений выступает их практическое
внедрение. В связи с этим в практике деятельности предприятий применяется
показатель, косвенно оценивающий качество принятых управленческих решений через
количество выполненных решений, и рассчитывается он по формуле:
Кĸ=Рв-Рн/Рп*100,
Где Кк- коэффициент качества управленческих решений;
Рп- количество принятых управленческих решений;
Рв- количество выполненных управленческих решений;
Рн- количество выполненных некачественных решений.
Выраженный
в процентах, данный показатель характеризует, по существу, качество управления,
хотя и не абсолютно, а с определенной долей неточности.
Требования
к принимаемым решениям можно сформулировать следующим образом:
Решения
должны быть реальными (цели, ресурсы, время).
Решение должно
содержать механизм реализации, т.е. организацию, стимулирование, контроль.
Решение
должно быть устойчивым по отношению к возможным ошибкам
Решение
должно быть гибким
Решение
должно предусматривать возможность верификации (проверки опытом) и контроля
исполнения.
Социально-психологические аспекты контроля и
оценки исполнения решений.
Контроль занимает особое место среди факторов,
обеспечивающих выполнение принятых решений, в том числе по силе своего
социально-психологического воздействия. Психологию поведения необходимо
учитывать как в отношении проверяемого, так и в отношении исполнителя. В ходе
проведения контроля нередко обнаруживаются трудности. Например, бывает сложно
добраться до истины, избежать предвзятости и субъективных толкований, кроме
того, нельзя умалять влияние обычных человеческих слабостей, простительных в
других случаях, но не в случае контроля исполнения принятого решения. В
качестве таких слабостей могут выступать излишняя доверчивость, поверхностные
наблюдения, боязнь обидеть слишком глубоким изучением уважаемого лица, желание
оправдать ожидания старшего начальника. Затруднить контроль могут и недостаток
компетентности, ограниченность времени для более глубокого анализа, отсутствие
гражданского мужества сказать правду.
Отдав
распоряжение о выполнении принятого решения, руководитель далее ориентируется
на обратную связь – поступающую информацию о ходе реализации решения. Но это не
решает всей проблемы.
Во-первых, потому что непосредственный
участник событий оценивает их с элементами субъективизма. Мы оцениваем себя
чаще всего не по фактическим результатам труда, а по напряжению усилий, которые
для этого потребовались. Для руководителя же важна объективная оценка
фактического состояния дел.
Во-вторых,
руководителя интересует не столько объективная информация отдельных участков,
сколько сравнительные данные о степени выполнения его решений в разных
коллективах (подразделениях).
В-третьих,
исполнительная и контрольная деятельности по своим целям, способам действий,
мотивам, результатам и условиям принципиально отличаются и требуют различной
профессиональной подготовки и опыта.
В-четвертых,
руководителю в разное время требуется различная информация, для этого
подчиненные должны обеспечить непрерывное и своевременное представление
различной информации, что отрывает их от выполнения прямых обязанностей по
выполнению решений.
В-пятых,
руководителю необходимы личные впечатления, живая связь с исполнителем, кроме
информации, какой бы объективной она не была.
Возникает
вопрос, а что дает контроль подчиненным? Он призван информировать исполнителей
о ходе работы, ее соответствии замыслам руководителя. Исполнитель заинтересован
в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинству.
Признание служит дополнительным стимулом к дальнейшим усилиям в работе, тем
более уважаемых людей, признанных авторитетов. Сам факт контроля (в деликатной
форме) служит аргументом, повышающим престиж выполняемой исполнителем задачи,
прибавляет самоуважения, уверенности в своих делах.
Соблюдение
некоторых условий психологического свойства повышает эффективность контроля. А
именно: когда человек работает увлеченно, самозабвенно и верно, не стоит
отвлекать его, так как внутренне он примет контроль как помеху. Осуществлять
контроль следует в ситуации, когда работник испытывает сомнения, либо когда
выполнен некоторый этап работы и он сам готов поделиться результатами.
Вопросы,
часто контролируемые, отражают особое значение в сознании исполнителей. То, что
выпадает из внимания контролеров, уходит в тень и у исполнителя. Поэтому
проводить контроль следует системно. Все должно проверяться, хотя и не
одинаково глубоко.
Заключение.
Рациональная организация выполнения управленческих решений и систематический
контроль за соблюдением норм и условий качественного осуществления – реальная
предпосылка обеспечения их эффективности.
Разработка
и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность – трудная
задача и для опытных руководителей. По разным причинам эффект может не
соответствовать ожидаемому. Однако постоянным должно быть стремление к
максимизации эффекта, так как недостаточная эффективность квалифицируется как
«брак» в работе менеджера.
Итак, от
качества управленческих решений зависит результативность работы предприятия.
Они должны отвечать определенным требованиям, исходить из сложившихся
экономических условий, приниматься с соблюдением организационных и
психологических предпосылок.
Организация и контроль выполнения управленческих
решений, и контроль за их качеством (а соответственно и их эффективность) можно
назвать одной из важнейших предпосылок обеспечения конкурентоспособности
продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур,
проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования
социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного
имиджа и т.д.
|